Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Categories:

Социальная база кальвинизма: Религии, которые мы выбираем

Тов. Смирнов сделал замечательное наблюдение по поводу первого предложения "Интернационала": "Вставай, проклятьем заклеймённый весь мир рабочих и рабов!" (В оригинале: "Вставайте, проклятые Земли!") Словосочетание "проклятьем заклеймённый" кажется совершенно непонятным -- кем заклеймённый?

Тов. Смирнов заметил, что это фраза легко может быть понята с позиций протестантизма, точнее, кальвинизма/пуританизма: в соответствии с кальвинистской концепцией "предопределения судьбы", человек еще до рождения избран богом для спасения или проклят богом, что проявляется в материальном преуспеянии одних и нищете других. То есть бедность, по Кальвину, -- это свидетельство божьего проклятия, и никакая человеческая деятельность не может его отменить.

Далее тов. Смирнов пишет, что бедные покорно влачили своё бремя, потому что с богом не поспоришь.

Но вот здесь я не соглашусь с тов. Смирновым. Люди не принимают религию по указу; люди принимают только такую религию, которая им духовно близка. Люди не будут верить в то, во что верить им не хочется. Почему христианство и ислам стали мировыми религиями, а, например, гностицизм не стал? Потому что они обещали счастливый конец -- райскую жизнь -- во что бы то ни стало, в отличие от гностицизма, с которым, кстати, кальвинизм имеет некоторые точки соприкосновения. Мне могут возразить: "Но в христианстве есть и очень страшная концепция -- ад." Но в ад-то почти никто не верит! В рай -- верят, а в ад -- нет. Доказательство -- как легко люди грешат; очевидно, ада они не боятся или, в крайнем случае, надеются отмолить грехи.

Поэтому, как я думаю, концепцию предопределения судьбы принимают только те, у кого есть основания верить в свою богоизбранность, то есть богатые или не утратившие надежду разбогатеть. Бедные же, в большинстве, в кальвинистские крайности впадать не должны были, по моему мнению.

Развивая эту тему, можно сказать, что кальвинизм -- религия элиты, и именно ею она была навязана народам, которыми разделялась в большей или меньшей степени в зависимости от благосостояния страны. Богатая Швеция -- преимущественно протестантская, бедная Италия -- католическая, а средняя Франция -- посередине. Хотя, конечно, трудно отрицать положительную обратную связь между кальвинизмом и благосостоянием: внедрение кальвинизма стимулирует трудолюбие, что повышает благосостояние, что является фактором в пользу выбора кальвинизма.

Впрочем, это чисто гипотеза, я могу ошибаться. Буду благодарен за комментарии.
Tags: christianity, protestantism, religion
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments