Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Category:

Свобода грешить в христианстве, исламе и либерализме

Мусульмане, желающие мирного сосуществования с христианами, обычно говорят, что ислам -- мирная религия, призывающая к добру, подобно христианству, а мусульмане в большинстве -- доброжелательные достойные люди.

В это хочется верить, однако есть существенная разница между христианством и исламом, которая обуславливает ислам как религию намного более низкого уровня во многих отношениях и весьма опасную. Впрочем, я очень мало знаю об исламе и сожалею об этом; ислам следовало бы изучать, но он по многим слабоуловимым причинам вызывает априорное сильное отторжение, поэтому подступиться к нему труднее. Кроме того, по поводу христианства есть много более или менее популярной литературы, да и "большая" художественная литература изучала христианство очень пристрастно (одни Толстой и Достоевский чего стоят!); ислам же, по понятным причинам, популяризировался очень мало, по крайней мере, на русском языке.

Однако к делу. Я сформулирую отношение к греху в разных религиях.

Христианство: Ты волен грешить, но после смерти придется ответить на Страшном Суде.

Ислам: Грешить запрещено; наказание за грех -- здесь и сейчас от рук единоверцев.

Либерализм: Грешить имею право, грешить хочу, и мне за это ничего не будет!

Ну, либерализм -- это тупиковая ветвь эволюции, приводящая к взаимному отчуждению людей и полной деградации -- сначала моральной, а потом и физической, и экономической; этим и ограничимся.

В христианстве Бог попускает греху, и это приводит к проблеме теодицеи, то есть оправдания Бога, одним из наиболее ярких проявлений которой является истерика Ивана Карамазова (то есть самого Достоевского) по поводу "слезинки замученного ребенка" в "Братьях Карамазовых".

Ислам, очевидно, чтобы избегнуть этой проблемы и не поставить Бога в неудобное положение, решает проблему греха самодеятельным его пресечением самими мусульманами методом побивания закопанного грешника камнями, повешения и т.п. Однако этот подход имеет существенные слабые места:

1) Помогая Богу навести справедливость путем наказания грешников, не оскобляем ли мы Его предположением, что Он сам не сможет расправиться с нечестивцами?

2) Не оскорбляем ли мы Его, подвергая сомнению Его способность вынести справедливый приговор?

3) Если грешник остается безнаказанным, как, например, Салман Рушди с его "Сатанинскими стихами", как к этому относиться: как к беспомощности Бога или нерадивости мусульманского сообщества?

4) Как можно быть уверенным, что люди способны правильно квалифицировать и устанавливать грех, то есть, к примеру, действительно ли упомянутый выше Салман Рушди -- грешник? Мусульмане часто казнят людей просто на основании свидетельских показаний, что, собственно говоря, и прописано в Коране как достаточное основание, но люди способны ко лжи и, зачастую, лгут гораздо чаще, чем говорят правду; не означает ли это, что мусульмане часто изуверски убивают невинных или недостаточно виновных, будучи введенными в заблуждение?

Атеистам, конечно, трудно вникать в эту проблематику, но попытайтесь представить себе мышление верующих, уверенных во всемогуществе и всеведении Бога: мусульмане пытаются бежать поперед Батьки в пекло -- это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Христианство же, осмысляющее торжество зла на этом свете, нашло эффектное, непротиворечивое и, может быть, единственно возможное разрешение проблемы теодицеи: зло творится, потому что Господь решил не ограничивать свободу воли людей, но оно непременно будет наказано в обстоятельствах, когда свобода воли утрачивает смысл -- в мире нематериальном, потустороннем. Христианство отвергло изуверскую практику иудейского самосуда, которую унаследовал ислам: "Кто сам без греха, пусть первый бросит в неё камень; не судите, да не судимы будете."

Таким образом, ислам, хотя и возник тогда, когда существовала уже развитая христианская теология, оказался варварской, узколобой и изуверской религией вне зависимости от того, чисты ли души его последователей.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Что нам в них не нравится.
Tags: christianity, liberalism, religion, theodicy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments