Почти в каждой канадской школе есть оркестр -- обычно духовой, но иногда струнный, участие в котором сугубо добровольное и в школьную программу не входит. В оркестре -- несколько десятков школьников, подавляющее большинство которых начинают играть в школе на уроках музыки или в оркестре. По каким-то странным причинам, в наших советских школах ничего подобного не было.
Моя дочь (16 лет) играет в оркестре на флейте два дня в неделю. Кроме того, она аккомпанирует хору на пианино -- еще два дня в неделю. Эти занятия проводятся до начала уроков и начинаются в 7:15-7:30. Чтобы успеть приехать на автобусе с пересадкой в школу за 12 км от дома, моя дочь должна выходить из дому в 6:10. При этом пробуждение для нее -- мука, в частности, потому, что она часто долго не может заснуть вечером, точнее, ночью.
Но она включилась в эту деятельность, стоически уходя из дому, когда вся остальная семья еще спит! (В конце концов мы не выдержали и решили возить ее в школу, экономя ей почти час.)
Кроме того, весной школа ставила мюзикл, и в последний месяц репетиции шли каждый день. Школьники играли на сцене, в оркестре, сами шили костюмы и делали декорации.
Их чувство долга и забота об общественном деле явились для меня большим и приятным сюрпризом!
Чего же нам, советским, не хватало? Может быть, истинной добровольности?