Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Из веры во всемогущего и милосердного Бога следует необходимость "подставить другую щеку":Обсуждение

Благодарю всех, принявших участие в опросе! Как бы ни малорепрезентативна была выборка моих терпеливых читателей, она позволяет мне заключить, что, удивительным образом, многие люди (вероятно, подавляющее большинство) не имеют самого элементарного представления о христианстве, и даже добросовестно носимый крестик никак не гарантирует откровения.

Ну что ж, начнем, благословясь. Как примирить парадоксальную идею непротивления злу насилием с миром, пропитанным насилием?

1. Если Бог милосерден, Его печалят случаи несправедливости и насилия.

2. Если Он всемогущ, что же может помешать Ему предотвращать эти случаи? Нет, не дьявол и не демиург, как думают гностики. Только Он сам. Очевидно, Он принял решение не вмешиваться в выбор, который делают люди. Бог хочет видеть, какой выбор предпочтет человек по собственной воле. Даже если Бог накажет человека после дурного выбора, этот человек и другие люди, узнавшие о его неудачном опыте, будут воздерживаться от дурных поступков под страхом наказания, и не по зову совести, то есть эксперимент будет искажен.

3. Аналогичным образом, Бог не поощряет и благие поступки, дабы они исходили от души, а не от жажды поощрения. (Все апостолы, кроме Иоанна, окончили жизнь мученически; здесь, наверное, уместно будет вспомнить и мучения Иова.)

4. Таким образом, Бог предоставляет людям свободу воли, и лишать людей этой свободы, в частности, препятствовать людям творить грех будет противодействием Божьему замыслу. Факт дарования людям свободы воли, однако, не означает, что Богу всё равно, как мы этой свободой воспользуемся. Поступки, которые мы совершаем, могут быть и богоугодны, и богопротивны. Проблема же в том, что реакцию Бога на эти поступки мы узнаем лишь тогда, когда ничего уже нельзя будет изменить, поскольку мы покинем мир поступков.

5. Можно возразить: "Но, если злодей творит насилие над человеком, он же приносит этому человеку вред!" Этот вред, однако, касается только плоти жертвы; никто, кроме Бога, не имеет власти над ее душой. Мы вольны защищаться, но, защищаясь, мы нарушаем Божий замысел и, тем самым, наносим вред собственной душе. Выбор между вредом плоти и вредом духу, разумеется, должен решаться в пользу первого.

6. Попытки объяснить непротивление злу требованием любви к ближнему не вытекают из начальной посылки в заголовке, поэтому такое объяснение следует признать неверным.

7. Те, кто ратуют за защиту ближних, Родины и т.п., совершенно не понимают, что Родина у нас одна -- Небесный Иерусалим, и в защите она не нуждается.
Tags: christianity, poll, religion, theodicy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments