Прочтем для начала мою заметку Проблема коммунизма -- проблема смысла жизни, а вовсе не экономического прогресса. Суть ее можно раскрыть следующей аналогией.
Когда служебную собаку тренируют спасать людей, ей дают угощение после каждого удачно выполненного упражнения. В результате может случиться, что собака будет оценивать качество своей жизни по количеству угощений, а не по количеству спасенных людей. Приманка может подменить смысл жизни.
Для советских людей, ведомых к коммунизму, такой приманкой было обещание сытой и праздной жизни. Но смысл коммунизма совсем не в материальном изобилии! Смысл коммунизма -- в нравственном совершенстве, которое должно обеспечить, в том числе, и справедливое распределение материальных благ. Таким образом, пресловутое материальное благополучие должно было быть лишь побочным эффектом главной цели -- построения нового содружества новых нравственно совершенных людей.
Лозунг позднего советского периода -- "Все более полное удовлетворение потребностей трудящихся" -- будучи конфеткой, подслащивающей трудности переходного периода, стал восприниматься как самоцель, и нетерпеливый советский народ, обретавший всё большую тягу к сладкому, начал устраивать истерики, суча ножками по полу. Собственно говоря, доминирование этого лозунга было признаком капитуляции КПСС в решении задачи совершенствования народа, которая стала казаться непосильной.
Значит ли это, что я против всеобщего обеспечения стиральными машинами и пылесосами? Нет. Но целью должно было быть не потребительство, а освобождение человека от рутины, освобождение его времени, которое должно было быть направлено на духовный рост. Поэтому стиральная машина -- это хорошо, а, например, автомобиль -- это искуственно созданная потребность, провоцирующая зависть и жадность, то есть действующая против основной коммунистической задачи. Чтобы это понять, представьте себе, что некая политическая партия начнет обещать снабдить каждого человека личным самолетом. Это будет очевидным абсурдом: даже далеко не все богачи имеют личные самолеты ввиду ненадобности. Однако, если вдуматься, владение личным автомобилем по степени абсурдности мало чем отличается от владения самолетом.