Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Сокровенные глубины американского коллективного бессознательного: Фильм "They live (1988)"

Тов. rinatzakirov сообщил о намерении посмотреть этот фильм. (Его удобно посмотреть в очень хорошем качестве здесь в семи частях, которые сменяют друг друга автоматически, и никакой загрузки не требуется.) Я почитал о нем в IMDb -- публика дала ему очень высокий рейтинг -- 7.1, и там можно найти несколько восторженных отзывов. Все говорило о том, что это фильм из разряда тех, что инспирируют cult following (не знаю, как это сказать по-русски, -- помогайте, товарищи!). И идея мне показалась интересной: демонстрация того, как буржуазная власть зомбирует своё население.

Поначалу я воспринял идею фильма вполне в русле идеологии его создателей: положительные с точки зрения создателей фильма герои вызывали уважение и сопереживание. Да, идея поначала срезонировала, идея, но не техническое воплощение: фильм сделан очень непрофессионально, почти любительски: плохая игра плохих актеров, невыносимо затянутая сцена драки двух главных героев граничит с идиотизмом (специалисты указали, что режиссер планировал это сцену с длительностью 45 секунд, но актеры после трех недель тренировок продемонстрировали пятиминутную драку, которая так понравилась режиссеру, что он включил ее целиком; между тем эта драка выглядела как "товар в нагрузку": очевидно, нужно было воспользоваться хоть каким-то умением исполнителя главной роли-профессионального шоу-борца), абсолютно нереалистичные батальные сцены и т.п.

Однако оставим в стороне безыскусную кинематографию (хотя иногда полезно посмотреть плохое кино, чтобы должным образом оценить хорошее!) и посмотрим на основные посылы фильма -- "мессидж", как сейчас говорят.

Главный герой обнаруживает, что за броскими рекламой и журнальными публикациями скрываются подсознательно зомбирующие сообщения: "Потребляй", "Не думай", "Подчиняйся", "Тупо размножайся", "Деньги -- твой бог" и т.п. -- обычные требования животновода к принадлежащему ему скоту. Так, хорошо, критика загнивающего и монополистического капитализма? (Впрочем, некто Phillip Chain почему-то назвал эти родимые пятна капитализма "a communist type environment".) Не совсем. Оказывается, за всем этим скрываются гнусные рожи инопланетян, которые, предположительно, всё это организовали и именно относятся к американцам как к полезному скоту. Как только герой обретает возможность видеть эти гнусные рожи с помощью специальных очков, он, не долго думая, начинает методично их уничтожать.

Вот тут-то сокровенное и обнаруживается: да, рожи инопланетян отвратительны на вид, но вина-то их не доказана и даже не показана! Вина это преподносится нам по ассоциации: путем чередования изображений зомбирующих сообщений и рож инопланетян. Американский инстинкт показан по всей своей простоте: видишь неприятную рожу -- стреляй в неё!

То есть, получается, не капитализм прекрасных белых американцев виноват в социальной и расовой несправедливости, упомянутой и показанной в фильме, -- это всё козни инопланетян! Фильм-то оказывается откровенным криком американской расистской души! Враг указан -- бей чужака, и будет всем счастье; как декларирует главный герой: "Я верю в Америку!"
Tags: america, capitalism, cinema, propaganda, racism
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments