Коммик (stalinist) wrote,
Коммик
stalinist

Баллада о джинсах: В защиту аборигенов

Мои терпеливые читатели знают меня как человека духовного, отрицающего низменное поклонение материальным благам. Нет для меня людей более презренных, чем торгаши и спекулянты, внесшие немалый вклад в разгром нашей великой Родины.

Однако истина дороже, и, покопавшись в себе юном, приехавшем в 15 лет учиться в МГУ в середине семидесятых из казахстанской глубинки, я, к стыду своему, обнаруживаю некий трепет, связанный с первым соприкосновением, пусть и весьма опосредованным, с западным миром.

Надо сказать, родился я в северо-казахстанском селе, где ничего иностранного никогда не было. Однако, удивительным образом, я лет в шесть попросил купить мне "штаны с заклепками" (увиденную мной где-то советскую имитацию американского образца) -- слово "джинсы" я, разумеется, не знал, как, впрочем, и мои родители, не говоря уже об их, джинсов, заграничном происхождении. Очевидно, я оценил в этих штанах потенциальную прочность и долговечность -- а я с детства любил поношенные вещи, поскольку их поношенность свидетельствовала о надежности. (Лет в 5 у меня были толстые байковые (?)  штаны, и, помнится, однажды я сидел в одиночестве на стуле (отец и мать были на работе, а сестра -- в школе) и гвоздиком пытался проковырять дырку на колене, чтобы придать штанам бывалый вид.)

Трудно не признать, что джинсы оказались одним из немногочисленных истинно-американских вкладов в мировую культуру. И хотелось бы заклеймить и позднесоветский,  и мировой культ джинсов, но нельзя усомниться в том, что самые разные люди подпадают под их очарование. Принцесса Диана, которая могла бы позволить себе каждый день надевать новое только что спроектированное и пошитое платье, появляется вдруг на публике в джинсах -- это, конечно, вызвало моё презрительное бурчание. Но вот мы видим современных французских артистов, выходящих в джинсах на сцену парижского театра "Олимпия"  -- французов, которые с младенчества обладают безукоризненным вкусом -- как это-то объяснить?!

Впрочем, магия джинсов -- не главная тема этой заметки. Мой замах сейчас более широкий, включающий в себя и частый спутник слова "джинсы" 70-80 годов -- слово "жвачка" -- и другие артефакты западного образа жизни, будоражившие неокрепшее воображение мягкотелых потомков советских коммунаров.

Советские фарцовщики -- что может быть гаже? В середине семидесятых американские джинсы стоили 7,5 долларов, а продавались в Москве за 50 рублей. Через 5 лет цена их на черном рынке Москвы выросла до 200 рублей. Впрочем, далеко ли в духовном отношении ушли от фарцовщиков их потребители?

Однако сейчас я бы не стал быть столь категоричным. Люди поклонялись не предметам с красивыми этикетками как таковым -- люди трепетали от прикосновения к чужому недостижимому миру, где, согласно рекламе, все девушки стройны и прекрасны, а тщательно причёсанные юноши в отлично сшитых костюмах рассекают прерии в роскошных кораблеобразных автомобилях. (Вспомним Боба Синклера из фильма "Великолепный" в исполнении Бельмондо, где он немедленно причесывался всякий раз, когда его вылосы оказывались разметанными после очередного удара в челюсть противника.) Не так ли трепещут люди, нашедшие ручку от ночного горшка эпохи Микенской цивилизации? И разве не будет эта ручка цениться много дороже, чем современный монолитный водоэкономный полностью глазированный унитаз?

Да что там Микенская цивилизация! А если это колечко с Марса, которое носила когда-то прекрасная марсианка? Причем, возможно, изготовленное из неизвестного материала?

Да, советские люди в восприятии Запада не сильно отличались от американских индейцев, впервые встретившихся с европейцами. Да, советская завороженность предметами западного обихода вполне сродни безудержному интересу индейцев к разноцветным стекляшками и бусам, за которые они щедро отгружали привычное им и приземленное золото. Но так ли уж презренна была эта страсть познать хоть капельку неведомого мира, пусть даже и существовавшего лишь в воображении?
Tags: culture, technology, ussr
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments