Любое традиционное общество держится на совокупности консервативных социальных, экономических и политических установлений, равно как и на устойчивых умонастроениях. В идеале, эти консервативные факторы поддерживаются членами общества без принуждения, по личным убеждениям. Но и в этом, идеальном, случае соответствующие убеждения являются продуктом установленной идеологической системы: они вживляются в души через культуру, пропаганду, образование.
Традиционное общество, таким образом, удерживается в своем более или менее устойчивом состоянии либо внутренними рамками твердых убеждений, либо внешними рамками государственного и общественного принуждения. "Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст" -- этот хлесткий советский лозунг 1950-х годов отнюдь не был лишен здравого смысла: Родина и джаз, действительно, были две вещи несовместные; отсутствие всякого подобия джаза в русской культуре было одним из существеннейших ее качеств.
Что же противопоставляет Запад традиционному обществу? Западную культуру? Отнюдь нет, потому что западной культуры не существует. Запад предлагает не свою культуру, а свою анти-культуру, каковая является правом игнорировать, трансформировать, расчленять, комбинировать любые существующие культуры, равно как и создавать новые культуры, при условии, однако, их полной беззащитности -- состояния, в которое поставлены все традиционные культуры.
Если уподобить культурное развитие дорожному движению, Запад не вводит новый набор дорог и дорожных знаков взамен традиционных -- он отменяет любые правила движения вообще, а это дьявольски привлекательно для большинства людей! Слово "дьявольски" можно понимать и буквально: Западная свобода вполне сродни дьявольскому искушению.
Свобода привлекательна, поэтому она способна быстро расшатать и разрушить упомянутые ваше внутренние рамки твердых убеждений традиционной ментальности. По этой причине традиционные общества, вероятно, обречены; Молох глобализации -- это универсальный разрушитель любой культуры, начиная с Православия и кончая музыкой кантри американской глубинки. И когда он расправляется с очередной традиционной культурой, толпы восторженных очевидцев поддерживают экзекуцию задорными криками: "Распни её!"