?

Log in

No account? Create an account
Патриотизм, национализм и, возможно, даже альтруизм порождены ... эгоизмом? - Коммик, Just Коммик — LiveJournal
January 15th, 2014
02:24 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Патриотизм, национализм и, возможно, даже альтруизм порождены ... эгоизмом?
Думается, чувство национализма подспудно согревает чувство собственной безопасности: националист знает, что он не одинок, что есть люди, которые, как он полагает, встанут на его защиту, если он подвергнется опасности. Видя подобных себе людей, националист рассматривает их как членов своей команды, руководствующихся принципом "один -- за всех" и, что для него важнее, "все за одного".

Аналогично, патриотизм содержит подспудную идею: "Моё государство меня бережет".

Множество копий сломано в спорах о происхождении альтруизма. Можно предположить, что вначале забота о других основывалась на той же самой идее поддержания и сохранения команды, которая тебя спасет в трудную минуту. Но тут возможно возражение: каким же образом альтруизм может быть эгоистичен, если альтруист может даже жизнь отдать за други своя?! Я думаю, эгоистическая забота о других как опоре для себя с течением времени эволюционировала в подсознательную потребность в безусловной заботе о других, то есть переросла начальные эгоистические рамки.

Но вернемся к национализму/патриотизму. Если принять в рассмотрение мою гипотезу, изложенную в первом абзаце, можно прийти к выводу, что эти чувства уместны только во враждебном окружении, радиус которого, однако, меняется с течением времени. К примеру, в славные советские времена граница с враждебным окружением простиралась далеко за пределами нашей Родины. И, скажем, таджиков в Москве никто не рассматривал как врагов или конкурентов, потому и московский национализм не был специфически русским/антитаджикским -- он был советским. Раскол страны расколол и национализм...

Tags: , , ,

(2 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:shmandercheizer
Date:January 16th, 2014 08:17 am (UTC)
(Link)
Склонность человека в различению своего и чужого проистекает одновременно и из биологии, и из языка (с его бинарными оппозициями). И это основа для самоидентификаций в духе патриот, националист и т.д.
Самое интересное в том, что для этой основы эгоизм и альтрузм - пустой звук. Половой отбор и эволюция плевать хотели на индивида и его заботы, все ради вида. Выгодно быть альтруистами - эволюция индивида через колено сломает, вместе с эгоизмом.
С языком еще проще. Его символические координаты (мы - они, свое - чужое, белый человек - черный и т.д.) одинаково укрепляют и эгоисты, и альтруисты, и болваны, и талантливые писатели, поэты.
Иными словами, как животное человек всегда будет заботиться о виде в целом, защищая его как от других видов-конкурентов, так и от сородичей с невыгодными эволюционными признаками.
И как языковое существо человек всегда найдет чужака, потому что мое без чужого не существует. Тут ни эгоизмов, ни врагов не надо, сами собой образуются.
From:(Anonymous)
Date:January 16th, 2014 05:02 pm (UTC)
(Link)
"Я думаю, эгоистическая забота о других как опоре для себя с течением времени эволюционировала в подсознательную потребность в безусловной заботе о других, то есть переросла начальные эгоистические рамки."

В конце концов все зависит от воспитания.
Конечно, идеалы ( заветы, заповеди, запреты )- вырабатываются опытом сообщества как формулы его выживания, и закладываются в сознание его членов.
В чем заключается, например, «эгоизм» альтруизма ( если взять его предельное «идеальное» проявление - подвиг самопожертвования, и т.д.)? В сохранении привычного ( воспитанного, выработанного) представления индивида о должном и не должном, и - в сохранении себя внутри этой модели; ( «если бога нет, то какой же я капитан»), в сохранении цельности и гармонии того, что в социальной психологии, кажется, называется self conception.
Поэтому, когда обстоятельства ставят человека в положение морального выбора, человек способен жертвовать любыми другими эгоистическими интересами, включая собственную жизнь, ради сохранения "себя" - как целостного представления о себе ( душевного равновесия, самоуважения, самоидентификации,и т.п.) При этом неважно, оформляет ли он эти запреты для себя в виде "идеала" ( бога, совести, принципов,и т.д.), или нет, но он как бы «твердо знает», что того-то и того-то делать ( или не делать) «просто нельзя», потому что в противном случае он будет подлец и ничтожество, не заслуживающее уважения и самоуважения, и его привычная личность, его картина мира, и его место в ней - будут разрушены. ( Таким образом условный рефлекс «нельзя, потому что нельзя» - работает в диапазоне от - «бог накажет», и - «стыдно» перед людьми, перед памятью предков, до - «западло», и т.д. ; «да, я могу поступить таким-то неподобающим образом, никто не узнает и не осудит, «все так поступают», « с волками жить, по-волчьи выть», и т.д. ... НО ! смогу ли я сохранить самоуважение ( «чистую совесть»), смогу ли после этого честно смотреть в глаза уважаемым мною людям, смогу ли после этого твердо отстаивать свои принципы", и т.п.)
Думается, следование этой «сверхценной идее» - и есть главный, определяющий поведение «эгоизм».
И понятно, что у кого-то эта «сверхценная идея» строится на творении добра, заботе о ближних, борьбе за светлое будущее, у кого-то - на более или менее достойном выживании, а у кого-то - на безудержном удовлетворении собственных животных инстинктов.

с.

Powered by LiveJournal.com