Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Алексей Гэинэ, "Верочка Зинган или воспоминания о Московском Университете", или Где мои 15 лет?

Верочка Зинган или воспоминания о Московском Университете -- удивительно подробное, если учитывать, что оно сделано лет через 30, описание жизни в МГУ -- физфак, ГЗ, зона Б, военная кафедра ("Кто мудак из мудаков? Подполковник Маслаков!"), ФДС, 6-ое отделение милиции и всё такое -- примерно в то время, когда и я там был. Упоминается много имен людей, которых я знал, в том числе с которыми лично встречался, в том числе весьма близко. Щиплет душу...

О школьном образовании

Русская blau_kraehe, давно живущая в Германии, пишет о школьном образовании там, и из её описания видно, что принципы этого образования примерно такие же, как и в других либеральных странах -- в Канаде (обе мои дочери отучились там полностью, от начала до конца), во Франции, в США: никакой системности в изложении научных дисциплин, подача случайных бессвязных фактов, вопиющие пробелы в истории, языках и т.п. Исходя из своего опыта, blau_kraehe пришла к выводу, что советское образование было действительно лучшим в мире -- просто в сравнении с либеральным мракобесием.

Однако, по иронии судьбы, советское образование было унаследовано у дореволюционного российского гимназического образования, которое, в свою очередь, было плоть от плоти образования германского. Удивительно читать о том, что современное германское образование убого по сравнению с советским -- наследником германского образования вековой давности. Другие словами, именно германское образование совершило колоссальный скачок вниз.

Почему это произошло? Сейчас пополярны теории о том, что деградация образования в либеральных странах умышленна, а тем более в либеральной Германии, где все порядки были установлены, еще начиная с 1945 года, оккупационной американской администрацией. Вот мол, из неучей легче сформировать управляемый материал; тупые потребители никогда не будут противостоять власти и т.п. Однако, при всей моей ненависти к капитализму и либерализму, я всё же не верю в такого рода конспирацию; она бы потребовала соучастия огромного количества простых людей -- учителей, преподавателей университетов и т.д. Я не думаю также, что западные элиты заинтересованы в отуплении своей паствы при том, что многие англоязычные люди нередко употребляют глагол to dumb down -- оглуплять.

Я всё-таки думаю, что либералы хотели как лучше. И поэтому я, как интеллектуально честный человек, хочу встать в их калоши, как говорят американе, и попытаться понять их мотивацию в образовательной политике. Ну, например: систематизация научного знания ставит мозг в догматические рамки, подавляет его позыв к свободному неортодоксальному творчеству. Или: систематизация истории, например, в виде марксистской трехчленки, жестко расставляет моральные акценты, а таковые могут меняться или быть неадекватными с самого начала. И т.п.

Товарищи, можете ли вы стать адвокатами дьявола, как говорят американе, то есть попытаться оправдать либеральный подход к массовому образованию?

Познавательный урок английского



Прежде всего, интересно сравнить пару изображений ведущей в её натуральном виде в моментах 0:24 и 1:10 с её видом в остальной части её лекции, где она кажется тщательно отретушированной или, как сейчас говорят, отфотошопленной. Неужели её основное видео действительно отретушировано?! И, если так, делается ли это кадр за кадром, или уже есть для этого какие-то автоматические средства?

Очень интересна её демонстрация в 4:36 разницы в произношении обычного n и ng, то есть n носового. В первом случае кончик языка прижат к верхним зубам, во втором -- к нижним. Но на слух эти звуки для меня почти неразличимы, особенно в моём собственном исполнении. А для вас?

Об истории женской гигиены: Приготовьтесь к шоку!

На сайте некоей, очевидно, американской организации, называемой, гм, "Музеем менструации" (MUM), обсуждается, как женщины разрешали свои гигиенические нужды в прошлом. Многие думают, что в XVII веке и даже много позже -- никак. То есть они не носили нижнего белья, и менструальная кровь стекала по ногам, возможно, впитываясь длинными юбками. Ну, конечно, запахи и это вот всё...

Однако меня очень заинтересовала заметка очевидицы 2006 года -- американской учительницы в отставке 1954 года рождения, мать которой родилась в 1913 году, а бабушка -- вообще в XIX веке: пойдите по приведённой ссылке и найдите подзаголовок
In September, 2006, a retired American teacher wrote about her family and NOT bleeding into clothing and other matters, such as no-belt pads without underpants, recipes for poisoning instead of divorce, and interesting birth-control methods in the previous two centuries.
Перевод:
В сентябре 2006 года американская учительница в отставке написала о своей семье, о том, что женщины не истекали кровью в одежду и других вещах, таких как прокладки, носимые без пояса и без трусов, рецепты отравления, которое могло быть предпочтительнее разводов, и интересные методы предупреждения беременности в течение предыдущих двух столетий.
Эта заметка чрезвычайно интересна, и у меня нет ни малейших сомнений в её достоверности, но написана она на языке вероятного противника и довольно объёмна. Я могу её перевести, если наберётся хотя бы 20 желающих воспользоваться моими трудами. Если интересно, прошу отметиться в опросе.

Хотите прочесть мой перевод?

Да!
8(100.0%)


ДОБАВЛЕНИЕ. Благодарю откликнувшихся за внимание. К сожалению, вас недостаточно, чтобы оправдать мои труды по переводу. Попробуйте какой-нибудь автоматический переводчик, например, переводчик Гуголя; он может сделать для вас такой перевод этого сайта; можете сделать там поиск на слова "американская учительница".

Растолкуй ты мне, бестолковому, или Российские карго-университеты

С далеких петровских времен вплоть до перестройки российское и советское образование строилось по подобию германского, благо долгое время Российская и Германская империи имели длинную общую границу. Знаменитые учебники А.П. Киселёва -- "Алгебра", "Геометрия" и т.д., по которым еще я учился, были написаны еще в 1880-х годах и наверняка по немецким образцам.

Аналогично, высшее образование в России/СССР тоже строилось подобным германскому образом -- в виде узко-специализированных учебных институтов, в отличие от англоязычного мира, где образование предоставлялось университетами. (Между прочим, слово "доцент" -- сугубо немецкое, в английском аналога нет.) Что такое университет? Само слово образовано от латинского universitas, что означает совокупность, то есть, по преимуществу, набор всех возможных вариантов. Университет является местом преподавания разных и многих наук -- это суть его названия, и этим он радикально отличается от советского института. Типичный английский или американский университет может обучать одновременно и математике, и музыке, и медицине, учитывая, к тому же, что, чтобы выучиться на врача, надо сначала получить степень бакалавра в любой другой отрасли.

Что лучше -- специализированные учебные заведения (институты) или универсальные (университеты)? Как всегда, истина колеблется между этими понятиями. Английская универсальность доходит до абсурда -- есть ли смысл находиться вместе факультетам музыки и математики?

Но и советская сверхспециализация была доведена до маразма. Так, к примеру, моя сестра окончила Омский институт инженеров железнодорожного транспорта. Он был создан в 1896 году как Томский технологический институт -- это нормально, но при Советской власти стал называться Омским институтом инженеров железнодорожного транспорта. Значит ли это, что выпускник этого института всю жизнь обречён трудиться на железной дороге? Разве он не сможет работать инженером, скажем, на молокозаводе? Вопросы, конечно, риторические, и ответы на них, очевидно, отрицательные.

Западный подход в рамках университетов кажется более разумным в некоторых аспектах. Так, они готовят специалистов, скажем, по Mechanical Engineering, то есть инженеров по механическому делу. Эта универсальность намного более гибкая: выпускник по этой специальности может обращаться с поиском работы и на железную дорогу, и на молокозавод, и в концерн, производящий космические ракеты.

Как бы там ни было, советские институты создавались как узко специализированные -- даже не на уровне инженеры/не инженеры, а на уровне инженеры железнодорожного транспорта против инженеров водного транспорта. Ну что ж, так сложилось.

И вдруг, как по мановению палочки волшебника с будуна, все узко-специализированные учебные институты Советского Союза, унаследованные Россией, переименовываются в "университеты"! Кажется, это произошло около 1997 года. В том числе, Омский институт инженеров железнодорожного транспорта стал, внезапно, Омским государственным университетом путей сообщения!

Товарищи, объясните же мне, как россияне принимают этот чудовищный идиотизм, попирающий все законы здравого смысла и лингвистики?! Для чего это переименование было сделано? Чтобы обмануть иностранцев, которые, увидев слово "университет", подумают: "Oh, yes, это же точно как у нас, у американцев! С этими людьми можно иметь дело!"? Но это же тупой и позорный карго-культ! Тут впору вспомнить Козьму Пруткова: "Если на клетке со слоном написано "буйвол", не верь глазам своим!"

Притчи

Попалась на глаза притча.
==========================================================================
«Марпа, гуру Миларепы, услышал об одном учителе, отправился к нему и полностью ему доверился. Затем он спросил у учителя:
— Что я теперь должен делать?

Учитель сказал:
— Раз ты поверил в меня, ты ничего не должен делать. Просто продолжай верить. Моё имя — вот единственная тайная мантра для тебя. Каждый раз, когда ты будешь оказываться в затруднении, просто вспоминай моё имя — и всё будет в порядке.

Марпа припал к его ногам. Он решил сразу же испробовать это, ибо был таким простым человеком. Он пошёл по реке. Другие ученики, которые провели с учителем годы, не могли поверить этому — он шёл по воде!

Все побежали к реке, а там Марпа разгуливал по воде, распевая песни, пританцовывая. Когда он подошёл к берегу, учитель спросил:
— В чём секрет?

Марпа ответил:
— Секрет? Это тот самый секрет, который вы мне сообщили — ваше имя. Я помнил о вас. Я сказал: «Учитель, позволь мне ходить по воде». И это случилось.

Учитель не мог поверить, что его имя способно на такое. Сам он не мог ходить по воде. Он никогда не пробовал. Но было бы лучше проверить ещё несколько вещей, прежде чем попробовать, поэтому он сказал Марпе:
— А ты можешь спрыгнуть с того холма?

Марпа сказал:
— Всё, что прикажете.

Он поднялся на холм и прыгнул, а ученики стояли в долине, ожидая, что Марпа разобьётся вдребезги. Но Марпа плавно опускался, приняв позу лотоса, улыбаясь. Он опустился в долину и приземлился под деревом. Ученики окружили его. Учитель сказал:
— Это уже кое-что. Ты воспользовался моим именем?

Марпа ответил:
— Это было сделано твоим именем.

Тогда учитель сказал:
— Этого достаточно, теперь я сам попробую пройтись по воде.

И с первым же шагом он исчез под водой. Ученики бросились в воду и кое-как вытащили учителя. Марпа спросил:
— Что случилось?

Учитель ответил:
— Прости меня. Я не учитель, я просто притворщик. У тебя же сработало не моё имя, а вера в него.»
====================================================================================

Эту и другие мудрые притчи можно найти в книгах Все притчи мира и Притчи со всего света.

Либеральная мечта как антитеза американской мечты, или Откровения махрового либерала

Пресловутая американская мечта наивна, но не аморальна: "Работай изо всех сил и, может быть, ты пробьёшься в социальные верхи." Она, в некотором роде, сродни протестантской трудовой этике.

Либеральную же мечту можно сформулировать так: "Расслабься и наслаждайся жизнью, и, может быть, каким-то чудесным образом ты обретёшь богатство, а с ним и блаженство." Идея тяжкого труда для либерала -- как нож козлу. Для примера можно привести множество американских фильмов -- их подавляющее большинство, где герой достигает успеха не тяжкими трудами, а в результате какой-нибудь удачной находки, удачной идеи или просто удачи, и этот успех обычно достигается не на металлургическом заводе, а, скажем, в рекламной "индустрии". Я уж не говорю про телевизионные передачи "Кто хочет стать миллионером" и "Как стать звездой".

Я случайно наткнулся на нашего доморощенного певца либерализма -- некоего М. Лабковского-психолога -- см. видео внизу. Человек он, конечно, умный и потому вполне последовательный в своих взглядах. Но личность его вполне характерна для либерала, выросшего еще в советское время в мечтах о контактах с иностранцами: в общем, клейма негде ставить.

Вот некоторые из его перлов:
00:00:25: Совесть и чувство вины -- это обычно нелюбовь к себе и больше ничего.

00:16:00: Вы преувеличиваете значение хорошего образования. У хорошего образования есть только один смысл -- как правило, там приятная тусовка. ... 60% миллионеров США вообще не имеет высшего образования. Успешность не связана с образованием вообще никак. Более того, образование -- это, в общем-то, офисный планктон.
Между тем, образование -- это, прежде всего, тяжёлый труд, существенно повышающий ценность человека и для общества, и в его собственных глазах. Но для либерала тяжелый труд -- см. выше.

Наконец, у него есть какие-то шесть правил; до всех я не добрался, но первые два таковы:
1. Делай только то, что приятно.
2. Не делай того, что неприятно.